Арск-Информ
  • Рус Тат
  • Богатая природа, трудолюбивые жители: поездка в Смак-Корсу

    Мы в Смак-Корсе. Цель нашего приезда – ознакомиться с историей села и снять клип на песню, посвященную Смак-Корсе.

    Исходя из прочитанного ранее мы думали, что история Смак-Корсы нам знакома. А оказалось, что мы ничего не знали об этом селе. За более чем пять часов пребывания здесь мы прошлись по историческим местам села, встретились с пожилыми людьми и накопили интересный материал. Нас сопровождали библиотекарь Смак-Корсинской библиотеки Василя Мутыгуллина и заведующая клубом Сария Фасхиева. Спасибо им. Для снятия клипа пригласили ансамбль ветеранов «Чишмә» («Родник»). Они исполнили песню о Смак-Корсе, написанную на слова их односельчанки, известной поэтессы Сании Ахметзяновой.

    Василя, Сария и ансамбль «Чишмә» встретили нас на границе села, у родника «Курсави», бьющем недалеко от главной дороги. Испив студеной родниковой воды, начали тепло беседовать.

    – Этот родник благоустроил бывший руководитель общества «Таттелеком» Лутфулла Шафигуллин. Спасибо ему. Только мы, сельчане, не можем согласиться с его названием. На дороге Арск – Сиза, которую в древние времена называли «Әби патша юлы» – дорогой бабушки-царицы, есть большой мост, которую называют «Кабак күпере». Под этим мостом протекает ручей «Көйле», связывая собой родниковые воды. Раньше там было несколько запруд. В них плавали утки и гуси, делали мочало, купались, также они исполняли роль пожарного водоема. Самый большой из этих прудов был у моста «Кабак күпере». Ее называли «Тегермән бөясе» – «Мельничной плотиной», так как по ту сторону дороги была водяная мельница. Родник, бьющий рядом с мельницей, усиливал поток воды. Точной информации о дате строительства этой мельницы, а также расположенного рядом дома мельника нет. В1945 году мельником начал работать Хафиз Халитов, вернувшийся из войны. У него были двое взрослых сыновей Ильдус и Ильдар, родившихся еще до войны. Они всей семьей начали жить в доме мельника, мололи муку, фураж. Очищали, благоустраивали мельницу, лотки, пруд. В семье Хафиза абый родились еще двое детей – Ильяс и Хафиза (эту историю рассказывала Хафиза апа). В 1951 году Хафиза абый не стало, мельничное дело продолжил его сын Ильдус. В 1955 году семья Хафиза переехала в деревню. В 1958 году водяную мельницу снесли. До 2016 года бил лишь родник, оставшийся без названия, – рассказывает Гузалия Гиниятуллина. – Этот родник следовало бы назвать «Тегермән» («Мельница») или «Хафиз чишмәсе» («Родник Хафиза»).

    Уголок Корсы

    Во время нашей поездки мы узнали много новых и удивительных фактов, связанных с историей села. С историей Смак-Корсы связано несколько легенд.

    – Примерно 450 лет назад человек по имени Ишимбай со своими сыновьями Ишмурзой, Халиком и Хамитом переехали из соседней деревни Старый Муй и обосновали новую деревню. До периода Казанского ханства население села составляли удмурты. Позже сельчане поддались влиянию татар и приняли ислам. В те годы Старый Муй считался большим селом. Земли крестьянам стало не хватать. В исторических источниках указывается, что они разошлись по разным местам в поисках земли, – рассказывает Василя Мутыгуллина. –  Наше село располагалось в укромном месте, у опушки леса, почти на границе с Нижней Корсой. Поэтому его и назвали «Курса-Почмак» («Смак-Корса»), то есть один уголок (почмак) Корсы. Основатели села быстро освоили земледелие. Сельчане держали скот. Крестьяне, срубив и очистив леса, сделали на их месте посевы. В округе они прославились, как ремесленники. Они занимались прядением, вязанием, вышивкой, ковроткачеством. В селе были умелые швеи, мастера по изготовлению валенок, стекольному делу, изготовлению телег и саней, бондари, плотники. Но земледелие оставалось их основным занятием. Географическое расположение села удачное. Если с одной стороны протекает река Кисьмесь, то с другой стороны простирается лес. Проходит железная дорога, автодорога Арск–Сиза. Расстояние от Смак-Корсы до Арска – 15, до Казани – 75 километров.

    Дед Сали

    Ибрагим хазрат Исмагилов высказал иную версию происхождения села.

    – Село обосновали удмурты, приехавшие издалека. В 1771 году дед Сали оказался в этих местах. Это было весной, стоял май месяц. Основной источник жизни – это вода. На переулке бил родник. Он привез из леса деревья и построил дом. Раньше дома строили по-другому. Они строились в ямах. В этих местах кругом был лес. Не такой как сейчас. Здесь росли ели, которые были крепче дуба. Вот так постепенно возникло село. Срубив деревья, строили дома, готовили земли под посевы. В Корсе арендовали землю. Поэтому село и называется Смак-Корса. Однажды вода изменила направление. Воды не осталось. Люди направились в поисках воды. Так образовались и другие деревни. А с наступлением советского времени установили границы. Корса существовала еще до нас. Там люди были религиозные. Те, кто приехали из Египта (Мисыр) образовали деревню Масра. Здесь были большие водоемы. В 1600-1700 годах в Арск из арабских стран приезжали корабли с торговлей. Но жители двух деревень не видели друг друга. Они были расположены в глубине леса. И река Кисьмесь была огромной.

    – Ведь Смак-Корса – татарское село. А вы сказали, что его обосновали удмурты.

    – Они приняли ислам. Даже от руки переписали Коран. На арабском языке. У меня были три таких книги.

    – Есть же еще версия, что деревню обосновали Ишимбаи?

    Реклама

    – Они приехали позже, после донских казаков. На березовой роще оставили младенца. Его нашла женщина по имени Язиля. Воспитала ребенка. Этим ребенком и был Ишимбай.

    – Откуда здесь оказались донские казаки?

    – Они формировали армию на дороге бабушки-царицы, на берегу реки Урал, в лесу. Сделав ямы, держали там лошадей. Эти места разгромил и Иван Грозный. Правда, крещения не было. Обосновал русскую деревню Ключ. Ее уже нет.

    – Чем занимались сельчане?

    – В Смак-Корсе было много ремесленников. Они и ночью не спали. Изготавливали конопляное волокно. Многие занимались валянием валенок. Валенки валяли даже в Буздякском, Чекмагушском районах Башкортостана.

    – Вязали шали, на их продаже зарабатывали деньги. Была женщина по имени Самания. Она и сегодня жива. Живет в Набережных Челнах. Вязальщицы шали из дальних деревень приносили ей свои работы. Самания апа продавала их, – присоединилась Василя ханум. – Сейчас ее назвали бы бизнес-леди. Тогда ее обвинили в спекулянтстве. А на самом деле она практически кормила всю деревню. Иначе куда бы люди дели связанные шали?!

    А сейчас село славится своими плотниками. Держат скот. В некоторых подворьях держат по 38, 25 коров. Село большое, красивое. Люди живут в достатке. Многие держат лошадей. Половина жителей занимается пчеловодством. Работают социальные объекты, дороги благоустроены. За 15 лет работы Ибрагим абый отремонтировал крышу мечети, благоустроил территорию. Старается помогать одиноким пожилым людям. «Меня часто спрашивают, откуда у меня деньги. Все делаю на средства пожертвования. Если думать не о себе, а о других, денег на все хватает», –  говорит Ибрагим хазрат.

    Камышсаз

    Продолжив путь, направились в Камышсаз. Здесь нас встретила неописуемая красота. Это место между реками Күл и Биби. Раньше здесь был лес. Рядом проходит железная дорога. Все вокруг желтое – зацвела купальница. Она внесена в Красную книгу. А здесь растет. Реку Күл окружают ольхи. И расположение Смак-Корсы интересное. Три горы, а посередине – село. Прямо посередине села берет свое начало река Ишимбай. Она впадает в реку Кисьмесь. Вдоль реки растет мята.

    Мы хотели увидеть и вышеупомянутую реку Урал. Хоть расстояние и не близкое, решили поехать. Сейчас здесь пасека Тимербулата Хасанова. Нас поразила красота в этих краях.

    – Возвращаясь из Сибири Екатерина Великая в поисках воды для своих лошадей остановилась в этих местах. Вдоль реки разместила свои войска. А сама с семьей расположилась в другом месте, – рассказывает Сария ханум. – Во времена колхозов был летний лагерь.. Девушки ходили доить коров.

    Мы выехали в обратный путь. Остановились у детской площадки, которую соорудил Тимербулат. Сельчане благодарны ему, дети здесь играют, весело проводят время. С высоты наблюдали за озером, дикими утками. Увидели возвращение стада. Были в школе. Свою поездку завершили у обелиска, установленного в память о погибших на войне земляках.

    Сейчас новости Арска и Арского района вы можете узнать и в нашем Telegram-канале

     

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Реклама

    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: