Арск-Информ
  • Рус Тат
  • Файзулла Туишев и проблема музыки в Исламе

    Файзулла Кабирович Туишев (Туктаров) вошел в историю исполнительства на народных инструментах как выдающийся представитель той плеяды талантливых самородков, кому выпала честь у истоков профессионального искусства гармони¬стов, кто своим трудом и талантом вдохнул в гармонику неувядаемую силу и красоту.

    Но все ли было так хорошо, как пишется о нем. Самой распространенной проблемой в те времена и сейчас у мусульман оказывается музыка. Есть мнения о том, что музыка не запрещена по Исламу, но и есть те, кто оспаривает этого. Музицирование в доме Туктаровых, как и в большинстве татар¬ских семьях, считалось занятием греховным, музыкальных инструментов не было. Отец Туишева был очень религиозным человеком, и поэтому он был против того, чтобы Файзулла занимался музыкой.

    Первые музыкаль¬ные впечатления Файзуллы связаны с игрой бродячих музыкантов-шарманщиков и цирковых артистов.
    Засуха и голод 1891 года вынуждают отца Файзуллы, Кабира Туктарова поки¬нуть родное село и вместе с семьей искать средства к существованию в соседней чу¬вашской деревне Салаване. Файзулла помогает отцу и деду пасти скот. Спустя 3-4 года семья Туктаровых переезжает в город Мэлэкэс, уездный центр. Город Мэлэкэс был купеческим, имел три мельницы, ежегодно в нем проходили ярмарки. Отец Файзуллы нанимается батраком на постоялый двор к купцу Алексею Федорову. Де¬вятилетний Файзулла работает тут же, помогает обслуживать заезжих гостей: куп¬цов, чиновников, артистов и других постояльцев. Смышленый, веселый и исполни¬тельный мальчик вызывает симпатии у гостей. Поощряемый их вниманием, он про¬бует выступать на площадках каруселей (балаганов) и в трактирах. Успех сопутст¬вует ему, когда он поет такмаки, пляшет или показывает акробатические номера. Но мечта о музыке, об исполнительской деятельности все больше овладевает мальчи¬ком. Тяга к музицированию была настолько велика, что для него имело особый смысл и большое удовлетворение просто потрогать один из бытовавших рядом музыкальных инструментов: барабан, шарманку, гармонику. Однажды хозяин кару¬сели Петров разрешил Файзулле поиграть на старой гармонике. Начав с «Чижика» он быстро перешел к популярным русским и татарским мелодиям. Файзулла решает приобрести собственную гармонику. Скопив, выступая в трактирах Мэлэкэса, день¬ги (4,5 руб.) он покупает однорядную 7-клавишную гармонику (3,5 руб.). Отец раз¬гневан: сын тратит время и деньги на пустое и легкомысленное занятие. Мать сове¬тует Файзулле музицировать где-нибудь подальше от дома, чтобы не раздражать от¬ца. Первыми репетиториями талантливого самородка были заброшенный сарай или баня. Очень скоро он овладел игрой на своей гармонике и настолько продвинулся в своем мастерстве, что его стали включать в цирковые и карусельные представления. Начиная с 1894 года Файзулла становится профессиональным гармонистом, помогал своим заработком отцу.
    Приблизительно в 1894-1895 годах (13; ф. № 732) Анна Казагранда - хозяйка каруселей - приглашает его в Казань на гастроли. Родители Файзуллы категориче¬ски возражают. Непослушный сын тайком покидает Мэлэкэс и приезжает в Казань. Первое посещение Казани оставило в душе десятилетнего Файзуллы горький оса¬док. Если простой народ тепло встретил начинающего артиста, то мусульманское духовенство и реакционно настроенная часть интеллигенции резко отрицательно отнеслись к его деятельности. Его оскорбляли, называли сыном иблиса (дьявола), угрожали гневом Аллаха и даже били.

    Реклама

     
    Таким образом, сын батрака, вчерашний мальчик-самоварник, ступает на тернистый путь, суливший в те времена больше печалей и невзгод, чем удач и радо¬стей. В условиях родительского деспотизма, религиозного фанатизма и социального неравенства поступок Файзуллы говорит о рано сложившемся характере мальчика, о его не по годам ранней целеустремленности и настойчивости. Очевидно, первые ус¬пехи и осознание своей незаурядности придали юному музыканту в тот момент сме¬лости, мужества. Разъезжая по городам Поволжья, Файзулла Туишев выступает с отдельными сольными номерами в цирковых представлениях. Об одном из таких выступлений на Нижегородской ярмарке вспоминает артист театра им. Г.Камала Локман Айтов: «Шли концерты Туишева. Я с ним познакомился. Я удивился, какой гармонист вышел из нашего народа! Он исключительным мастерством исполнял на¬родные мелодии. Особенно, когда он играл и в то же время танцевал. Это было вос-хитительно!»
    В архиве Файзуллы Кабировича Туишева нет данных о времени и месте его встречи со знаменитом гармонистом Петром Емельяновичем Невским. Встреча и последующая дружба сыграли положительную роль в становлении Ф.Туишева как артиста. П.Е.Невский был уже всемирно известен, когда Ф.Туишев только начинал свой путь к признанию. П.Невский подарил другу одну из своих гармоник, поощрял на дальнейшее совершенствование исполнительского мастерства. В дальнейшем они не раз встречались в различных городах России и совместно выступали на сцене. Последний такой концерт состоялся в 1916 году в Самаре. П.Невский работал в цирке «Стрегита», Ф.Туишев - в цирке «Амоки» (Япония). Несмотря на возражения хозяев, Невский настоял на совместном их концерте. Они выступали в русских на-циональных костюмах. На Невском была короткополая шляпа с павлининым пером, на Туишеве - боярка из соболя. Два дня Самара восторгалась их игрой.
    Ф.К.Туишева справедливо можно назвать достойным преемником П.Е.Невского, чьи исполнительские традиции он продолжил и развил.
    Сольные концерты Ф.Туишев начал давать с 1900 года. В 1905 году он вто¬рично посетил Казань. Передовая интеллигенция и общественность города с вооду¬шевлением встретили татарского профессионального артиста. В Казани Ф.Туишев знакомится с представителями творческой интеллигенции: Ф.Амирханом, Г.Камалом и др. Их прогрессивные взгляды и вольнолюбивое творчество оказали большое влияние на мировоззрение Ф.Туишева. Уже первую революцию он встре¬чает в городе Самаре в рядах демонстрантов.
    В 1910 году произошла встреча Ф.Туишева с театральной труппой «Сайяр», организованный А.Кариевым, С.Гиззатуллиной-Волжской и Г.Болгарской. В составе труппы находился Габдулла Тукай. Он был одним из тех поклонников таланта гар¬мониста, кто активно пропагандировал его искусство, разъяснял запуганному му¬сульманским духовенством народу роль Файзуллы Туишева в музыкальной культу¬ре татарского народа.
    Окончательно, как виртуоз, Файзулла Туишев сформировался в предреволю¬ционные годы. «1905-1915-е годы были в моей деятельности годами овладения вир¬туозной техникой игры на концертных гармониках», - вспоминает он.

    Великую Октябрьскую социалистическую революцию Ф.Туишев встретил в Петрограде. Ему посчастливилось слышать живой голос В.И.Ленина. Советская власть в корне изменила положение ранее бесправного музыканта. Его труд призна¬ется социально и политически значимым. С первых дней Советской власти Ф.Туишев активно включается в просветительскую работу. С приключениями, по¬рой опасными, проходит он по дорогам гражданской войны со своим оружием - гармоникой и песней.
    Не ограничиваясь концертной деятельностью, Ф.Туишев занимается публици¬стикой. В остросатирической форме он выступает против буржуазии со статьями во многих газетах, на собраниях и концертах. По словам современников, Ф.Туишев был представителем той плеяды творческой интеллигенции, которую отличали вы¬сокий гуманизм, благородство души и гражданственность жизненной позиции. Он живо откликается на все события в стране и родной республике. Ф.Туишев ко Дню Авиации пишет «Марш летчиков», первому Герою Советского Союза в Татарии Ба¬тыршину в 1939 году посвящает песню; своему другу, писателю А.Кутую - марш. Приезжая на гастроли в Казань, организует конкурсы гармонистов. В 1939 году уча¬ствует в I съезде Писателей ТАССР. В 1940 году в Москве принимает активное уча¬стие на торжественном вечере татарского писателя Шарифа Камала. В годы войны дает бесплатные концерты на сборных пунктах Татвоенкомата, в госпиталях, выез-жает на передовую. Он считает своим долгом в весеннюю распутицу верхом на ло¬шади поехать из Троицка (Оренбургская область) за 60 километров в татарское село с внеплановым концертом. В Оренбурге по просьбе преподавателей и студентов Та¬тарского педагогического института он остается на два дня, дает для студентов и преподавателей два концерта и догоняет свою бригаду в вагоне-теплушке вплоть до самого Ташкента.
    Однажды, когда он выступал в татарской деревне, слушатели узнали, что с фронта вернулся их земляк. Файзулла Кабирович остановился и сказал: «Идите, по¬видайте его, а потом приходите с ним вместе, и начнем концерт сначала. Еще кто- нибудь придет, еще прервемся, и так - пока не придут все ваши земляки, я буду у вас в деревне».
    Слушателей покоряли не только виртуозность, сила музыкального дарования, но и природный артистизм Ф.Туишева. Народный артист ТАССР Х.Салимжанов вспоминает: «Его концерты были в двух отделениях. В первом он выходил в татар¬ском национальном костюме, в тюбетейке, шитой золотом, камзоле и сапожках. Одет он был всегда со вкусом, красивый мужчина - любимец публики. Исполнял он в первом отделении только татарскую музыку. Во втором отделении он выступал в русском костюме и исполнял русские народные произведения и произ¬ведения зарубежных композиторов». В другой раз Х.Салимжанов отмечает: «Он ис¬полнял с каким-то глубоким, своеобразным чувством «Мельника Фахри» и «Эллуки». Я больше никогда не встречал такого виртуоза-исполнителя».
    Вспоминает родственник Ф.К.Туишева Народный артист ТАССР Г.Джамлиханов: «Нет спору, дядя был очень талантливым человеком... Я, будучи его аккомпаниатором, на каждом концерте наблюдал за его манерой держаться на сцене, как тепло и с любовью встречал его зритель, как незаметно устанавливал он с ним контакт. У него был приятный баритон, говорил он без суеты, не спеша. Он как бы дышал благородством, исключительной культурой поведения».
    Свою исполнительскую деятельность Ф.К.Туишев умело сочетает с компози¬торской. Он не получил музыкального образования, многого достиг талантом, ин¬туицией художника и трудолюбием.
    Насчет этого свое мнение на сайте умра высказывает Шамиль Аляутдинов: «По моим наблюдениям (на протяжении более чем 15 лет), кажется, что запрещающие в современной молодежной среде — это в большинстве случаев те, кто слепо следует чьему-то мнению (однобоко обоснованному), или те, кто проявляет «набожность» вперемешку с юношеским максимализмом, желая тем самым бросить вызов окружающим. Кстати, запрещающие и громогласно заверяющие о запрете сами временами слушают музыку (которая им по душе) или начинают слушать ее через год-другой, отходя от прежней категоричности.»
    Даже сейчас среди наших народов есть те, кто бы осуждал тех, кто занимается музыкой, но все же, в нашем Татарстане много радио, которые используют в своем радио музыку.
    Не знаю правда это или нет, но было сведения о том, что в Российском Исламском Институте хотят открыть музыкальный кружок. Мы делали сюжет журналистов и то, нам не разрешали ставить музыку с голосом женщины. И что из этого следует? Кажется, что эта проблема с музыкой никогда не решится. Она все время останется открытой.

    Саида Закирова

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: