Арск-Информ
  • Рус Тат
  • Разделение на мазхабы это верно или неверно

    Источниками исламского законодательства являются Коран и хадисы, наряду с единодушным мнением ученых (которое основано на Коране и Сунне).

     

     

    Были такие ученые, кого называли муджтахидами. Чтобы им быть, нужно обладать энциклопедическими знаниями: полноценное знание арабского языка и наук, связанных с арабским языком; знание хадисов, Корана, высказываний ученых. Даже во времена Пророка (с.г.в.) было примерно от 10 до 30 таких ученых.

    Со временем появились школы, т.е. мазхабы.

    Что такое мазхаб? Мазхаб (араб.сл.) – школа шариатского права в Исламе. Слово «мазхаб» относится к арабскому корню «захаба» - пойти, направиться. Их четыре основных:

    ханафитский (мазхаб имама Абу Ханифы),

    шафиитский (мазхаб имама аш-Шафии),

    маликитский (мазхаб имама Малика),

    ханбалитский (мазхаб имама Ахмада ибн Ханбаля).

    1) Абу Ханифа, разработавший методологические основы мусульманского правоведения. Его метод вынесения правовых предписаний был основан на следующмх источниках:

    - Коран;

    - Сунна (при тщательном отборе хадисов);

    Высказывания сподвижников (сахабов) пророка Мухаммада; утверждения табиинов (следующее поколоение за сахабами) не равны высказываниям сподвижников, так как они непосредственно не общались с Посланником Аллаха.

    - Кияс (суждение по аналогии с тем, что уже имеется в Откровении; сопоставление правовой проблемы с уже решенной);

    - Истихсан (предпочтение противоречащего  киясу, но более целесообразного в данной ситуации решения);

    - Иджма (единое мнение богословов);

    - Урф или адат (традиционно распространенные мнения, обычаи).

    2) Малик ибн Анас. Для вынесения правовых предписаний и суждений имам Малик опирался на следующие источники:

    - Коран, прежде всего очевидные и недвусмысленные аяты (нассы).

    - Сунна Ибн Анас считал, что Сунной являются поступки, речения, качества и одобрения пророка Мухаммада, правовые предписания (фетвы) его сподвижников, а также «деяния мединцев». Опирался, прежде всего, на хадисы мутаватир (высшая степень достоверности) и машхур (общеизвестные), но признавал и хадисы от единичных передатчиков (ахад), если они не противоречили нассам Корана и хадисам-мутаватир и машхур. отсюда следует, что Ибн Анас наряду с устоявшейся традицией применял методы суждения (ра’й).

    - “Деяния мединцев”, то есть устоявшуюся после пророка в среде населения Медины традицию, если нет основания подвергнуть ее сомнению. Считал источник более надежным, чем хадисы-ахад: «Информация, переданная тысячами людей тысячам своих потомков, предпочтительнее, чем информация, переданная одним или несколькими людьми».

    - Фетвы сподвижников. Есть данные о том, что Ибн Анас считал источником для решения правовых вопросов и фетвы некоторых выдающихся табиинов, противоречили «деяниям мединцев».

    - Кияс, истислах. Истихсан он понимал по-своему, считая, что если по какой-то проблеме нет ясности (насс) в Откровении, то необходимо применить предпочтительное решение проблемы независимо от того, имеется возможность кияса (суждения по аналогии) или нет. Это он назвал истислахом.

    - Садду аз-Зарайи – какое-либо действие или вещь, которые с большой долей вероятности могут привести к греху или нанести какой-либо вред. Согласно Ибн Анасу, то, что может привести к греху, греховно и запретно, а то, что может привести к добру, - поощряемо.

    3) Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии. Его убеждения основывались на явных и ясных смыслах (нассах) Корана и Сунны, при этом он допускал ограниченное использование рациональных методов.

    Правовой метод аш-Шафии основывался на следующих источниках:

    - Коран и Сунна, рассматривавшиеся при вынесении правовых предписаний как единое Откровение. Ясные и недвусмысленные положения Откровения (нассы) не могут быть подвергнуты иносказанию. Все остальные источники должны быть  приведены в соответствие с нассами Корана и Сунны и не противоречить им. Большое значение придается толкованию аятов Корана сподвижниками пророка. Коран не может отменять (насс) положения Сунны; если между хадисом и ясными аятами Корана возникает противоречие, то преимущество отдается Корану, и хадис надлежит считать слабым. Хадисы-ахад (хадисы от единичных передатчиков) принимаются и используются для вынесения правовых решений;

    - Иджма, прежде всего иджма сподвижников пророка Мухаммада. Разделена на 2 категории: основанная на прямых, ясных и недвусмысленных доводах Откровения и основанная на некоторых неоднозначных и спорных посылках и не признанная всеми (в том числе «деяния мединцев», принимаемая лишь в исключительных случаях);

    - Высказывания сподвижников пророка, в том числе единичные, но не опровергнутые другими сподвижниками. При различных мнениях предпочтение ни одному из них не отдается;

    - Кияс, проведенный подготовленным правоведом (муджтахид) путем особого исследования (иджтихада). При этом отвергаются истихсан (предпочтительное мнение при противоречии кияса другим постулатам религии) и истислах.

    4) Ахмад ибн Ханбаль. В методологии вынесения правовых предписаний Имам Ахмад фактически отдавал предпочтение хадисному материалу. Считал хадисы тафсиром (толкованием) Корана. При отборе хадисов решающее значение отводил иснаду, цепочке передатчиков, восходящей непосредственно к пророку; если 2 хадиса противоречили друг другу, сверял их с другими достоверными (сахих) хадисами.

    Правовой метод Ахмада ибн Ханбаля основывался на следующих источниках:

    - нассы (Коран и Сунна, рассматривавшиеся при вынесении правовых предписаний как единое Откровение);

    - фетвы сподвижников пророка;

    - мнение сподвижников. В случае различия во мнениях необходимо ссылаться на наиболее близкие прямым указаниям Корана и Сунны;

    - иджма (единое мнение различных поколений правоведов);

    - истисхаб (временность действия любой фетвы до предъявления новых доказательств).

    Саида Закирова

    Реклама

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: