Арск-Информ
  • Рус Тат
  • Театр – жизнь

    Представьте себе такую картину: спектакль окончен, в зале тишина… Через минуту слышатся редкие аплодисменты, переходящие в бурную овацию. Время опустить занавес, а зрители продолжают стоя аплодировать, и не думая останавливаться.

    Они в шоковом состоянии, в их сердцах – восторг и буря эмоций, даже забыли, где находятся. Лишь покинув стены Дома культуры и полной грудью вдохнув осенний прохладный воздух, начали приходить в себя…

    Я считаю, что именно таким должно быть настоящее искусство, особенно театральное. А ведь в последнее время так называемые артисты, которые так и кричат, скачут по сцене, опустили данный вид искусства до уровня плинтуса. Вместо эстетического воспитания многие, пренебрегая добрыми советами великого Тукая, думают лишь о деньгах, превращают искусство в балаган. Было бы еще понятно, если бы этим грешили только самодеятельные коллективы, но ведь немало и государственных театров, которые получают от государства деньги (уплаченные нами же налоги) и развращают нас, зрителей! Поймите правильно, я не хочу выдать себя за какого-то театрального критика. Это мнение обычного зрителя, я пытаюсь выразить лишь свое личное мнение. Возможно, не все со мной согласятся.

    Под таким впечатлением я находился после просмотра в Арском Доме культуры спектакля «Күз нурларым» («Свет моих очей) в постановке Атнинского государственного драматического театра. Всем известно, что наши соседи влюблены в театр. Еще будучи прославленным народным театром, они поднимали такие темы, что заставляли вздрогнуть общественность, и этим завоевали зрительскую любовь. Возьмем хотя бы спектакль «Мулла». Позже мы увидели его и в постановке камаловцев. Конечно же, играли хорошо, как говорится, «по-академически». Но в наших сердцах, как и первая любовь, хранится спектакль в постановке атнинцев. Отмечу также, что в этот раз коллектив инсценировал произведение на актуальную на сегодняшний день тему, впрочем, я не прав, на вечную тему – о смысле жизни. В этой статье специально не буду раскрывать содержание спектакля. Боюсь, что на фоне постановки оно будет слишком простым. 

    Продать душу дьяволу (за деньги, за богатство, за желания) – в мировой культуре не новость. Достаточно вспомнить лишь «Фауста» немецкого классика Гете. А автор Айгуль Ахметгалиева раскрыла тему по-современному, связав с жизнью татар. Говорят, в театре хорошая пьеса – это лишь одна третья часть успеха. Может, и так. По мне, коллектив смог инсценировать его уникальным образом. На первый взгляд, ничего особенного. Спектакль состоит из одного акта, декорации, можно сказать, не меняются. Однако музыкальное оформление, световой эффект так резко меняют сценические события, что зритель ощущает себя то среди метели, то в тесной комнате городского общежития, то в богатом коттедже «нового татарина». Композитор Марат Ахметшин, от начала до конца спектакля игравший на незнакомом нам глюкофоне, словно заменил целый оркестр. Если бы на театральных конкурсах была номинация «Постановщик света», думаю, художник-декоратор этого спектакля  Руслан Киямов безусловно одержал бы победу. А артисты, даже не меняя костюмы, из не встающей с постели больной Жены (Разина Загидуллина) превращаются в 19-летнюю девушку, из Мужа средних лет (наш земляк, уроженец Сарая-Чекурчи Айдар Валиев), на плечи которого легла вся тяжесть жизни, в юношу, только что окончившего институт, говорит о том, насколько они талантливы. Просто поразительно, как артисты, еще десять минут назад исполнявшие роль легкомысленной молодой Девушки (Зульфия Ахатова), Парня (Раиль Салахиев), встали на колени и вошли в роль детей. А ведь играют так убедительно. А какая большая эмоциональная волна должна для этого идти от артиста!

    А какие усилия нужно приложить для того, чтобы образы вобравших в себя все отрицательные качества рода человеческого Друга (Нияз Загидуллин) и Женщины  (Ильфира Сафиуллина) в конце спектакля завоевали симпатию зрителей? Образ Матери (Лилия Мухаметзянова), символизирующей самые прекрасные качества человечества, был исполнен на высшем уровне.

    Успех режиссера Рамиля Фазлыева можно увидеть не только в постановке этих образов так, что поверил бы сам Станиславский, но и в создании образа старой «шали», оставшейся от матери. Наверное, во время спектакля каждый зритель почувствовал ее тепло. Молодцы, соседи. Вы еще раз доказали, какой преобразующей  силой обладает искусство!

    Исрафил Насибуллин

     

     

     

     

     

    Реклама
    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: