Арск-Информ
  • Рус Тат
  •     Зачем молиться об усопших?

    22 февраля (в мясопустную) родительскую субботу Православная Церковь особо поминает почивших христиан и предлагает в память о них помолиться, сделать что-то доброе. 

                           

    Такая традиция, хоть и привычна, но далеко не всегда понятна нашим соотечественникам, которые даже не представляют, зачем все это нужно, и что дает почитание умерших.

    Библия говорит о смерти двояко. С одной стороны, Бог смерти не сотворил, смерть – это трагедия и беда. Но, с другой стороны, Христос победил смерть, и, значит, для Его последователей, как бы это ни звучало парадоксально, смерть может стать началом новой жизни – жизни вечной.

    Всем памятна история отпадения первых людей от Бога. Поддавшись искушению сатаны, Адам и Ева решили стать как Бог, стать равными Ему, стать независимыми от Него. Мы знаем, что первые люди нарушили заповедь Божью, вкусили плодов от «древа познания добра и зла» и вместо ожидаемой полноты жизни обрели смерть. 

     Но самое страшное в истории грехопадения то, что после разрыва отношений с Богом жизнь людей перестала быть путем к Богу, она стала дорогой в никуда, в пустоту. Человек обрел не просто телесную смертность, он обрел безбожие, приводящее его в конечном итоге к кромешной мгле и одиночеству. Те книги Библии, что составляют Ветхий Завет (повествования, составленные до рождества Христова), ничего хорошего о смерти не говорят. До пришествия Спасителя Бог не дал древнему израильскому народу откровения о смерти, не открыл ее тайну, ибо открывать было нечего: смерть – это путь во тьму, в богооставленность.

    Те языческие фантазии о смерти, что царили в мире, – про астральные миры, про переселения душ умерших, про царство мертвых и т.д. – всегда были чужды Библии, как и сама идея заманивания людей в хорошие посмертные условия, условно именуемые раем. Библия говорит, что человеку хорошо там, где Бог, и плохо там, где Бога нет. Рай, открытый нам в библейском откровении, – это не пир среди неописуемых красот, а встреча с Богом. Как младенцу важно только одно – чтоб мама его прижала к своей груди, обняла его, приласкала, так и человеку по своему призванию надо только одно – иметь личное живое общение со своим Творцом. С точки зрения Библии, ад и самые страшные мучения там, где Бога нет, где пустота.

    Евангелия (жизнеописания Иисуса Христа, составленные очевидцами) открывают нам, что Спаситель ценой своей жизни и смерти в Своем воскресении восстановил потерянную связь человека и Бога. Вопрос этот не простой, и объяснить его тут невозможно; но важно понять, что в этом и кроется одна из тайн христианской веры – Христос дал возможность Своим последователям, тем, кто идет Его путем, еще при жизни встретить Бога лицом к лицу и после смерти обрести полноту общения с Ним. Смерть теперь не запечатывает автономию человека, его безбожие, как это было до Христа, а становится переходом к жизни вечной в Боге и с Богом. Это трудно понять, еще труднее в это поверить, но такова вера христиан.

     Человек, поддавшись искушению, отпал от Бога и потерял возможность общения с Творцом. Смерть стала трагедией и горем, ибо за ней ничего не стояло, кроме страданий от безбожия и бессмысленности. Но Сын Божий, став человеком, пройдя этим путем и воскреснув, победил смерть, преобразовав ее в путь к Богу.

    У христианского взгляда на смерть и загробную жизнь несколько ключевых положений. Человек сотворен Богом как бессмертная богоподобная личность, способная к теснейшему общению с Творцом и проявляющая себя в телесной, душевной и духовной областях. С древних времен такое понимание выражалось в восприятии человека как составного существа, имеющего тело, душу и дух – как бы высшую часть души. Однако человек только тогда человек, когда он являет собой полноту и единство этих составляющих. Дух – сердцевина человеческой личности, он – орган богообщения, который животворит душу и тело. Но человек по призванию тот, кому в удел дан наш тварный мир. Люди созданы для жизни в мире, и поэтому не могут быть рассмотрены вне своих тел, которые, хоть и инструментальны по назначению, но все же являются частью человеческой природы. Душа без тела с христианской точки зрения – это неполный человек. Апостол Павел напоминал первым христианам: «Тела ваши – суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога».

    В смерти человек распадается: тело гибнет, душа идет к Богу. Если при жизни человек доверял Богу, был верен Ему, следовал заповедям Христа, то встреча души человеческой с Творцом будет исполнением долгожданной радости. Если в сердце человека веры не было, то может так статься, что после смерти он и сам не пожелает встречи, она будет для него мучительна.

    Как бы то ни было, но окончательное определение участи умерших может произойти только после так называемого всеобщего воскресения. Из последней книги Библии, Апокалипсиса, мы знаем, что настанет день, когда Христос придет судить мир, но перед этим Он всех умерших воскресит. Каждый умерший вновь станет полноценным человеком со своим телом. Суд может быть совершен только над человеком в его целостности.

    Все это и есть основа православного отношения к умершим и православной традиции молитвенного поминовения усопших христиан. Православные христиане не расстаются со своими любимыми даже после их смерти. Каждый день, поминая усопших в своих утренних и вечерних молитвах, мы вписываем их в круг нашей жизни. Как если бы они вдруг уехали в далекий край, и мы просто давно их не видели. Но при этом мы надеемся, мы очень верим, что когда-нибудь обязательно встретимся с теми, кого мы так любим, и кто так любит нас… 
    Потому что всех нас любит Бог, а у Бога все живы.

                                                               

                                                                    Протоиерей Лин КОНДАКОВ.

    Реклама

    Сейчас новости Арска и Арского района вы можете узнать и в нашем Telegram-канале

     

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа



    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: