Арск-Информ
  • Рус Тат
  • «Знаю татарский, горжусь, что марийка»

    Шурабаш, Шура, Байкал… Упоминание названий этих деревень у многих ассоциируется с марийцами, легкими движениями пускающимися в марийский танец.

    В Арском районе, кроме русских и татар, живут и марийцы. Чтобы познакомиться с ними поближе, мы направились в эти края.

    В Шурабашском клубе нас уже ждали. У входа в клуб нас поприветствовали на татарском языке. Здесь были выставлены работы сельских мастеров, национальная одежда. Сразу видно, что люди разных национальностей живут в дружбе и согласии. Деревня входит в состав Новокинерского сельского поселения, и сегодня здесь живет 210 марийцев.

    Мы побеседовали с уроженкой Шурабаша Елизаветой Емикеевой, которая и сегодня осталась преданной родной деревне, где она живет с семьей. На мою просьбу рассказать о себе она ответила: «Соас йылмыш палем, марий улмем дене кугешнем!» (Владею татарским, горжусь, что марийка). После этих слов сразу стало понятно, насколько сильно она любит свой родной язык, свою нацию, насколько сильно она гордится тем, что является марийкой.

    «Родилась в Шурабаше, здесь выросла, училась, вышла замуж за односельчанина. И сегодня живу в родной деревне. Вырастили 4 сыновей, сейчас у нас 4 внука. Долгие годы преподавала в школе. Я очень люблю свою деревню и сельчан», – продолжила Елизавета Емикеева. Я восхищалась тем, как красиво и без акцента она разговаривает на татарском языке. В семье они общаются на марийском. Сыновья и невестки также в совершенстве владеют языками, и внуков воспитывают на своем примере.

    «Я в детстве не знала татарского языка. По соседству с нами жили татары. Общаясь с ними, и изучила татарский язык. Выучила Алифбу. Сейчас марийский и татарский языки мне одинаково близки», – говорит Елизавета Михеевна.

    Реклама

    Большинство марийцев, проживающих в Шурабаше, являются чимари, то есть верующие традиционной марийской религии. Если святым местом для мусульман является мечеть, то для марийцев – священная березовая роща. Здесь же они совершают обряд жертвоприношения. В жертву приносят корову или лошадь, гуся или утку и барана. Из мяса трех животных варят кашу. Одно из животных обязательно должно иметь крылья.  Крыло – знак птицы, птица – символ полета, возможности полететь к небу. Небо, в свою очередь, символ божественности. Ведая об этой знаковой системе, жертвователь подчеркивает, что, проводя моление, он приносит божеству крылатую птицу.

    Национальным блюдом марийцев считаются блины. В переводе на марийский язык – «мелна». Готовые блины помещают на тарелку стопкой. Перед едой произносят «смилла». Прежде чем приступить к работе, они произносят это слово.

    Лицо Шурабаша – фольклорный ансамбль «Шишор». «Шишор» в переводе с марийского означает «серебряная вода». В составе ансамбля около 20 человек. Во время мероприятий они исполняют марийский народный танец, свадебные песни, частушки. В 1991 году ансамблю «Шишор» присвоили звание «Марийский народный фольклорный ансамбль».

    Восхищает, что марийцы, живущие в Татарстане, не только знают и почитают обычаи и традиции татарского народа, но и интересуются историей. Мы гордимся, что наш район объединяет людей разных национальностей!

    Сейчас новости Арска и Арского района вы можете узнать и в нашем Telegram-канале

     

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Реклама

    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: