Для чего нужен пост?
В этом году с 7 марта у православных христиан начался Великий пост, который продлится до праздника Пасхи (Светлого Христова Воскресения), до 24 апреля
Пост – это есть полное или частичное воздержание от употребления определенных продуктов или пищи вообще. Он известен издревле и существует во всех религиях. Зачем он нужен? Есть хорошая русская пословица: «сытое брюхо к учению глухо».
Еще давным-давно люди заметили, что обильная пища и гастрономические удовольствия мешают не только умственной, но и духовной концентрации, расслабляют, делают человека невосприимчивым к тонким материям. Плоть начинает властвовать над духом, подавлять его, в людях берет верх животное начало. И тогда для пробуждения духа и обуздания плотских страстей был придуман пост – сознательное ограничение себя в еде, напитках и житейских удовольствиях.
Ряд отцов Церкви небезосновательно говорят даже о божественном происхождении поста, ссылаясь на то, что уже в раю Адам и Ева получили от Бога одну единственную ограничительную заповедь – не вкушать от древа познания добра и зла. «Пост узаконен в раю, – писал святитель Василий Великий. – Такую первую заповедь принял Адам: от древа познания добра и зла не ешь (Быт.2:17). А это не ешь есть узаконение поста и воздержания».
В этом году с 7 марта у православных христиан начался Великий пост, который продлится до праздника Пасхи (Светлого Христова Воскресения), до 24 апреля. Этот пост строгий. В Великий пост христиане воздерживаются от скоромной пищи, рыбы, и даже растительное масло разрешается по уставу только в некоторые дни. Рыбу можно есть только на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Вход Господень в Иерусалим. Но хотя у каждого мера поста своя, каждый решает исходя из своей совести или же со своим духовником определяет меру для себя. Зачем же нужно держать пост? Не все понимают это и соблюдают посты. Но пост действительно очень важен для христианина, ищущего Царства Божия.
Пост – это время не только воздержания в пище, но в первую очередь, покаяния в наших грехах, время молитвы, чтения духовного и вообще искания Бога, духовного совершенствования. Пост – это добровольный подвиг, который берёт на себя христианин. Мы, беря на себя подвиг поста, хоть немного страдаем со Христом, берём крест и следуем за Ним, отвергаясь похотей плоти, господствуя над ними, а не будучи порабощёнными ими, ради исполнения заповедей Божиих и уставов Церкви. «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет её.» (Евангелие от Марка глава 8). Господь перед тем, как начал проповедь Евангелия постился сорок дней. К тому же добровольные подвиги, такие как посты, молитвы, милостыни, отказ от удовольствий, могут избавить от скорбей и болезней недобровольных, которые попускаются Богом для вразумления, и чтобы привести человека к покаянию. Ведь удовольствие часто связано с грехом, а грех несёт болезнь и смерть; «похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.» (Послание апостола Иакова глава 1). Святые отцы, которые постились, были здоровы и жили долго. Даже сна меньше требуется в пост, он способствует бодрости. А после плотного обеда, как известно, часто хочется спать. Только нужно не забывать, что все подвиги не нужны без смирения. Главное, чтобы пост не привёл к гордости и осуждению ближних и вообще людей, которые пост не держат. Как говорит Апостол Павел: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силён Бог восставить его.».
Соблюдая пост, установленный Господом и Церковью, мы оказываем послушание Богу и Церкви. Держа пост, мы постимся вместе со всей Церковью, пребывая в ней, будучи единомысленны с ней, повинуясь её уставам, и Господу, Который является её главой; мы следуем за Христом ко спасению вместе с Церковью, а Церковь – это ковчег, движущийся ко спасению, укрывающий от волн зла, находящих на мир. Пребывая внутри Церкви, исполняя её уставы, мы защищены. Послушание является очень важной добродетелью для христианина. Сам Господь Иисус Христос был послушен Отцу даже до смерти. А непослушание, напротив, ведёт к печальным последствиям. Ведь именно непослушание Адама и Евы Богу, стало причиной их изгнания из рая. Господь запретил Адаму и Еве есть яблоко от дерева познания добра и зла, а в пост запрещается употреблять продукты животного происхождения. Если Адам с Евой через непослушание потеряли рай, то мы, христиане через послушание Богу, можем обрести рай. Пост имеет духовные причины, и установлен он не людьми, а Самим Богом ещё с древних времён. Господь заповедал Израилю: «семь дней ешь пресный хлеб, и в седьмой день – праздник Господу.» (книга Исход глава 13). И нам, христианам, как Новому Израилю, заповедано держать пост. Иудеи постились перед праздником Пасхи, праздником, отмечающимся в честь события, когда Господь вывел их из Египта, (книга Исход глава 13), и мы постимся перед праздником Пасхи, когда Господь, победил мир, смерть и ад, избавил человека от рабства греху и сатане, открыл человеку Царство Небесное.
В пост христианин сосредотачивается на духовной жизни, борется с греховными навыками, более чем в другое время, а Причастие Святых Христовых Тайн очень помогает нам в этом, так как мы соединяемся в этом таинстве с Самим Господом. Перед Причастием, как известно, необходимо держать пост. Так вот, постное время, как раз подходит для того, чтобы почаще причащаться Святых Христовых Тайн во исцеление души и тела, в оставление грехов и в жизнь вечную.
Конечно, помимо телесного поста, нужен и пост душевный, то есть воздержание от многословия, от посещения развлекательных заведений, от просмотра телевизора, от осуждения ближних. Пост – это хорошее время, чтобы бороться с греховными навыками, со страстями, делать больше добрых дел, пребывать в молитве и чтении слова Божия и трудов святых отцов. Только следует быть осторожными, чтобы пост не привёл к гордости, тщеславию, чтобы не поститься перед людьми, как фарисеи. И не нужно надеяться на себя и свои силы, человек слаб, без Бога он не может выдержать пост. Поэтому нужно просить у Господа благословения, помощи, чтобы Он дал силы выдержать пост; «ибо без Меня не можете делать ничего.» (Евангелие от Иоанна глава 15).
Важно понимать, что воздержание в еде, отказ от развлечений и увеселений нужны не для того, чтобы изнурить и вогнать в тоску человека, но чтобы помочь ему сосредоточиться на главном: молитве, покаянии, посещении богослужений, чтении духовной литературы, добрых делах.
Пост нужен не Богу. Он нужен нам, чтобы правильно выстраивать приоритеты. Пост помогает научиться подчинять желания разуму и воле, а разум и волю – слову Божию. Пост для человека – не более чем инструмент. Ограничивая плотские страсти, мы высвобождаем энергию для духовной жизни. Ослабив тело воздержанием от пищи, делаем свою душу более восприимчивой к общению с Творцом.
Одним словом, в пост, если хорошо потрудиться, можно преуспеть духовно. Всех христиан с Великим постом. Желаю всем в пост терпения, чтобы выдержать его, всё преодолеть, а также духовного совершенствования и роста.
Протоиерей Лин Кондаков
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Сейчас новости Арска и Арского района вы можете узнать и в нашем Telegram-канале
Нет комментариев