«Кто бы где бы не жил, мы все арняшцы»
В этот день в Арняш съехались и стар, и млад.
В этот день в Арняш съехались и стар, и млад. Провели обряд жертвоприношения, тут же, на улице, в казане сварили плов из мяса жертвенного животного, с удовольствием общались, поделились воспоминаниями.
Разве в Арском районе есть такая деревня, скажете вы. Нет. Это исчезнувшая деревня в 17 километрах от Арска. Печально стоит всего один дом. Стараниями предпринимателя Ядкара Мухаммадиева, в результате сплоченности сельчан ежегодно в один прекрасный летний день на месте бывшей деревни встречаются односельчане. До 2006 года проводили Сабантуй, в последнее время организуют обряд жертвоприношения, читают молитвы за упокой душ погребенных на сельском кладбище людей. Также ежегодно приезжает Абдулкадир хазрат, обнаруживший на сельском кладбище могилу родственника.
Деревня довольно далеко от трассы, большая часть дороги пролегает по проселку. Накануне вечером прошел сильный дождь, поэтому боялись, что не проедем. Однако оказалось, что в этих краях дождь был как кот наплакал. «Всегда так, в других местах льет как из ведра, а в Арняше – ни капли», – сказал Ядкар Мухаммадиев, встретив нас. Как же тут красиво, словами не передать. Я была просто в восторге. Ягодные луга, студеные родники, извилистые речки, возвышенности – все очень живописно. Настоящий райский уголок. Полюбовавшись красотой природы, обратила внимание на единственный дом, стоящий среди деревьев.
«Какими же сплоченными были жители деревни»
– В свое время здесь было 124 домохозяйства. Вместе с Атау 4 улицы. На окраине деревне находилась овцеферма на 1800 голов. Было два стада. Какими же сплоченными были жители деревни – просто поразительно. Приезжали все, кто находил свободное время, чтобы косить траву возле ручейков Ишми, Гиззат, Атау, сено затем поровну делили между всеми жителями. И теперь ежегодно приезжают на субботник по уборке кладбища, на встречу, – говорит Ядкар. – Здесь я уже 37 лет. Когда пришел, еще было 9 домов. Я работал в Сибири. В 1987 вернулся и сразу же завел пчел, ульи разместил в Арняше. Сам я из Нижних Атов, ежедневно пешком преодолевал по 7 километров. Нигде нет такого вкусного меда, как здесь. С весны до осени цветы, к экологии не придраться.
– Как же допущено исчезновение такой деревни, в чем причина?
– Она распалась в 1982–83 годах. Овцеферму перевели в Нижние Аты, работы не осталось. Сельчане потихоньку начали переезжать туда. Арняшцы были очень старательными, трудолюбивыми. В Казани они были известны под прозвищем «Катык». Потому что ездили в город торговать молочными продуктами. Деревня считалась зажиточной. Здесь были 2 мечети, 2 ветряные мельницы. Жили богато, и сегодня находятся люди, которые приезжают с целью искать здесь золото.
А одинокий дом принадлежит Масруре Газизовой. Она до последнего не покинула деревню. Ее муж Гилемхан был ветераном войны, работал на тракторе на МТС, где ему выделили сруб для дома. Из него и построил этот дом. В нем провели свою жизнь, воспитали двух детей. Масрура апа осталась верной дому и после смерти мужа.
– В последние годы зимы проводила у детей, но ранней весной возвращалась и до поздней осени жила в Арняше. Я всячески ей помогал. Еще когда здесь стояло 9 домов, жители видели во мне опору, ни в какой просьбе им не отказывал. Даже если просто сидели и разговаривали, им было очень приятно, – говорит Ядкар Зуфарович. – Свой дом Масрура апа оформила на сына. Он и содержит дом. И вообще, мы поддерживаем связь с уроженцами деревни. Раньше, когда проводили Сабантуи, собиралась вся округа. А теперь с наступлением лета люди сюда приезжают собирать ягоды, плоды. Что только здесь не растет – клубника, малина, яблоко, черемуха, шиповник, слива… До самой осени здесь бывает людно.
Старинные часы, железная кровать...
Я не смогла уехать, не побывав в доме бабушки Масруры. Обычный дом четырехстенок, в котором стоит большая печь. Старинные часы, железная кровать, деревянные скамейки, на полу палас… Увидев часы, мне вспомнилось рассказанное одним знакомым. То ли это легенда, то ли быль. Якобы, в Арняше в одиноком доме жил одинокий человек. Однажды двое парней надумали его ограбить. Они решили его разговорить с целью узнать тайну. «Чем же ты питаешься?» – спросили они. «Питаюсь вот такими же заблудшими, как вы», – ответил хозяин дома, смекнув, в чем тут дело. Тех как и не бывало.
– Бабушка Масрура была очень чистоплотной, аккуратной, приветливой. Выращивала цветы. Бывший глава района после знакомства с ней поручил установить насос на речку, проложить трубу и протянуть электропровод, чтобы она могла качать воду для полива, купил ей телевизор и чайник, – говорит Ядкар Мухаммадиев. – А что касается родников, то их поблизости целых семь. Меня попросили следить за ними, ухаживаю за всеми 7 родниками. Воду одного из родников сдал на анализ. Сказали, что ее состав равнозначен составу хотнинской воды.
Такие вот добрые дела совершает «владыка Арняшского королевства» Ядкар Мухаммадиев. Уроженцы деревни его любят и уважают. В этом мы убедились и во время мероприятия.
Посидели на славу
Народу в этот день собралось много. Тут же зажгли костер, забили жертвенного животного. Пока готовили мясо к плову, женщины резали лук и морковь. Большой стол ломился от угощений. Посидели на славу. Все вместе пели песни о деревне. А их об Арняше целых 15! Одну из них (слова Рафката Шарафутдинова, в апреле текущего года его не стало) под свой же аккомпанемент на гармони исполнила ныне проживающая в Шапшах Нурсия Галявиева. Остальные ей подпевали. С большим удовольствием делились и воспоминаниями.
– Родная земля. Здесь мы жили 20 лет. Учились в Утар-Атынской школе. Зимой ходили на лыжах, осенью и весной на велосипеде. Жили в интернате. Бывало, что и сбегали.
– У нас тут был колхозный огород. Выращивали огурцы, помидоры, капусту. Летом и мы работали там.
– Сколько людей обеспечивала работой овцеферма! Пасли овец, стригали. Утепленные фермы, карды. Здесь у нас были двухэтажный магазин, клуб, школа. Летом приезжали комбайны на жатву. Ведь у нас был прославленный колхоз. Деревня процветала. Фермы не стало – не стало и деревни. Как же мы дружно жили! Баня была не у всех, мыться приходили к нам. После бани вместе чаевничали.
– Телевизор «Рекорд» был только у нас. Его смотрели всей деревней. Это был своеобразный отдых, общение.
– Как же мы тоскуем по родной деревне! Встречи ждем с большим нетерпением. Теперь на местах родовых гнезд одни деревья.
Два Героя
Арняш – деревня, которая дала двух Героев. Одна из первых актрис татарского театра Зулейха Богданова удостоилась звания «Герой Труда», Ильсур Шайхутдинов – звания «Герой Социалистического Труда».
– Я бы сказала, даже трех Героев, – говорит Дания ханум, супруга Ильсура Шайхутдинова, – Своего свекра, при обращении к которому впервые произнесла слово «папа», я бы также приравнивала к Герою. Вырастил восьмерых детей, заботился о больной жене. Он так хотел возродить Арняш. Не получилось. После перенесенных болезней, операций он уже не смог встать на ноги. Сегодня жертвоприношение совершили мои сын Марат и внук Сайяр.
Живы дух деревни и память о ней
За такое короткое время получили массу информаций об Арняше. Это побудило во мне интерес к истории появления деревни. По различным источникам, Арняш основан в период Казанского ханства. Об этом говорят находки, обнаруженные во время археологических исследований, проведенных в 80-х годах 20 века. Население занималось земледелием и скотоводством, в большом количестве разводили коз и овец, почти в каждом хозяйстве имелась корова, были распространены пчеловодство, столярный промысел. На приусадебных участках выращивали овощи, некоторые жители занимались плетением веревок. Были периоды, когда крестьяне Арняша влачили трудную жизнь, жили посредственно, но благодаря своей сплоченности они успешно преодолевали все трудности. Уроженцы Арняша счастливы тем, что есть человек, который поддерживает с ними связь, организует ежегодные встречи, праздники. Хотя и нет уже самой деревни, живы ее дух и память о ней.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Сейчас новости Арска и Арского района вы можете узнать и в нашем Telegram-канале
Нет комментариев