«Помогая, просвещаем»
Закон есть высшее проявление человеческой мудрости, использующее опыт людей на благо общества. Джонсон Сэмюэл
Закон Российской Федерации №2300-1 «О защите прав потребителей», который закрепил комплекс мер, реализуемых государством и общественными движениями с целью регулирования отношений, возникающих между потребителем и субъектом предпринимательской деятельности, был принят 30 лет назад 7 февраля 1992 года. Благодаря определению конкретных прав потребителей, регламентированию механизма их защиты, а также установлению ответственности за их нарушение сформировалась современная отечественная система защиты прав потребителей.
Одним из надзорных органов, осуществляющим региональный государственный надзор в области защиты прав потребителей, является Госалкогольинспекция Республики Татарстан. На территории шести районов Арского, Атнинского, Балтасинского, Кукморского, Сабинского и Тюлячинского района это Арский территориальный орган. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров РТ №391 от 5 августа 2005 года был создан отдел по предупреждению нарушений на потребительском рынке (далее-Отдел). В момент создания Отдела, начальником территориального органа была Сафиуллина Надия Равиловна (до 2012г.). С 2012 года по настоящее время начальник территориального органа является - Кадыров Булат Ильдарович.
В рамках реализации новых функций, отдел по предупреждению нарушений на потребительском рынке Арского территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан, который осуществлял контрольные и надзорные функции, занимался непосредственным взаимодействием с потребителями. Работа велась в тесном сотрудничестве с Территориальным управлением Роспотребнадзора по Республике Татарстан, Отделами МВД по РТ и другими контролирующими органами. Главной задачей отдела являлось предупреждение и пресечение нарушений в сфере потребительского рынка Республики Татарстан. Отдел начал осуществлять свою деятельность на территории шести районов Арского, Атнинского, Балтасинского, Кукморского, Сабинского, Тюлячинского, в следующем составе: Ильясов Ильяр Идрисович (начальник отдела с 2005 по 2010г.г.), Абдуллина Лейсан Ильсуровна (начальник отдела с 2011 по н.в.), Гильметдинова Зухра Рафиковна, Валиева Алсу Ильсуровна, Бадрутдинов Ильшат Ильдусович, Юзеева Нина Герасимовна, Сафина Гульназ Фоатовна, Сабирова Гульназ Фоатовна, Каримова Эльмира Равиловна.
В первую очередь, Отделом были проведены собрания с представителями юридических лиц и индивидуальными предпринимателями с доведением им информации о новых функциях и задачах Госалкогольинспекции РТ в области потребительского рынка Республики Татарстан.
Большинство обращений, как и сейчас, были связаны с реализацией потребителям товаров ненадлежащего качества, в основном мобильных телефонов и крупной бытовой техники.
Сотрудники отдела совместно со специалистами отдела контроля оборота алкогольной продукции и специалистами ТО ТУ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ проводили осмотры и мероприятия по контролю объектов торговли, общепита и рынков. В результате проверок выявлялись многочисленные нарушения Правил торговли. По выявленным нарушениям составлялись акты о проведении мероприятий по предупреждению и пресечению нарушений на потребительском рынке и выдавались предписания. Материалы по проведенным проверкам направлялись в отделы Роспотребнадзора для составления протокола об административном правонарушении, правонарушителям выписывались предписания об устранении нарушений и с предложением при осуществлении своей деятельности руководствоваться соответствующими законами и правилами, регулирующими сферу потребительского рынка.
В октябре 2010 года отдел был переименован в отдел развития и координации внутреннего рынка, главной задачей которого является развитие и координация внутреннего потребительского рынка Республики Татарстан. На отдел были возложены дополнительные объёмные задачи. Работа ведется во взаимодействии с органами местного самоуправления, надзорными органами.
С каждым годом в работе Отдела применяются всё новые и новые методы в вопросах защиты прав потребителей, а именно просвещения населения, в том числе с применением электронных платформ, соцсетей, через ярмарки, многофункциональные центры, парки и скверы для отдыхающих, учебные заведения, реабилитационные центры. Проводятся викторины, опросы, акции, дежурства, консультационные пункты, выездные приемы, семинары и т.д.
Розничная торговля является ведущим звеном в системе товародвижения потребительского рынка, в связи с чем, при участии сотрудников отдела проводятся презентации, выставки товаров и услуг местных производителей. 98% поступающих в Отдел обращений разрешаются в пользу потребителей в досудебном порядке и только недостающий процент через суды. Без внимания не оставляется ни одна жалоба, обращение граждан. Жители населенных пунктов через выездные и личные приемы могут обратиться не только к сотрудникам, но и к начальнику территориального органа, не выезжая за пределы села либо деревни. Административно-правовыми вопросами и юридическим сопровождением деятельности занимается Хуснутдинова Раиса Ракиповна. Принимает участие в судах в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований на стороне истца. По предъявленным искам требования в основном, разрешаются в пользу потребителей.
Для повышения уровня потребительских знаний для самостоятельной реализации прав потребителей придаётся самое серьезное значение информированию и просвещению населения по вопросам защиты прав потребителей, в том числе через средства массовой информации. На постоянной основе в открытом доступе регулярно размещаются разъяснения законодательства, и публикуются информационные материалы для потребителей. Систематически в печатных изданиях, на радио, телевидении поднимается тема о защите потребителей, о фактах обмана и введения в заблуждение при продаже товаров, о правах и алгоритме действий потребителей в случае возникновения конфликтных ситуаций, о действиях по защите прав потребителей в досудебном и судебном порядке. Проводятся конкурсы для радиослушателей.
В целях профилактики нарушений прав потребителей специалистами Отдела даются консультации и разъяснения потребителям и хозяйствующим субъектам по законодательству о защите прав потребителей, также оказывается методическая и консультационная помощь органам местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей, в частности проводятся семинар-учебы для специалистов органов местного самоуправления. В ходе которых, предоставляются консультации и разъяснения при рассмотрении жалоб потребителей. Проводимые семинары для хозяйствующих субъектов и продавцов прежде всего направлены на снижение нарушений в сфере потребительского рынка и для правильного, в соответствии с потребительским законодательсвом разрешения проблем и конфликтных ситуаций.
В интересах социально-уязвимых граждан особое внимание уделяется работе с людьми преклонного возраста. Для них в центрах социального обслуживания для престарелых и инвалидов, а также в общественных организациях ветеранов и пенсионеров проводятся познавательные и разъяснительные мероприятия в сфере защиты прав потребителей. То есть работа Отдела ведётся в очень тесном взаимодействие с населением.
В целях наведения порядка по вопросу обеспечения населения республики социально значимыми продовольственными товарами первой необходимости и увеличения на рынке товаров республиканского производства Отделом, в торговых сетях и объектах шаговой доступности, проводятся многочисленные мониторинги цен и ассортимента продукции республиканских изготовителей, реализуемых предприятиями розничной торговли.
Показателем качества проводимых отделом развития и координации внутреннего рынка мероприятий является доверие граждан к территориальному органу, повышение грамотности населения в вопросах защиты прав потребителей, снижение нарушений на потребительском рынке, увеличение ассортимента товаров и услуг на территории подведомственной территориальному органу, ежегодный рост участников республиканской Олимпиады по теме: Защита прав потребителей», среди которых учащиеся, достигшие наивысших результатов и ставшие победителями и призёрами Олимпиады. Также наблюдается ежегодный рост участников и победителей и призеров республиканского конкурса проводимого среди средств массовой информации.
С появлением новых методов реализации товаров и услуг. Характер обращений потребителей и их сфера с каждым годом меняется. Появились новые, и выглядят следующим образом:
- предоставление недостоверной информации о товарах (в том числе на сайтах интернет-магазинов);
- невозможность возврата товаров, приобретенных во время проведения презентаций, рекламных акций;
- повышение интернет-магазинами цен на товары после подтверждения заказа на покупку или отказом в доставке заказанного товара по заявленной в интернет-магазине цене (т.е. после заключения договора купли-продажи);
- навязывание потребителям «расширенной» гарантии при приобретении технически сложных товаров бытового назначения;
- навязывание страховки;
- нарушение сроков и порядка возврата денежных средств в связи с отказом (отменой) от риэлторских и туристических услуг;
- невозможность возврата стоимости входных билетов на отмененные культурно-зрелищные мероприятия;
- мошеннические интернет-сайты и т.д.
Время не стоит на месте и наши потребители всегда могут обратиться за правовой помощью в территориальный орган.
В течение 17 лет коллектив постепенно обновлялся, из «старейшин» Отдела по вопросам защиты прав потребителей работают: Абдуллина Лейсан Ильсуровна, Гильметдинова Зухра Рафиковна и Бадрутдинов Ильшат Ильдусович.
Вопросами защиты прав потребителей на территории шести районов во внесудебном и судебном порядке занимаются:
Абдуллина Лейсан Ильсуровна - начальник отдела;
Гильметдинова Зухра Рафиковна – ведущий специалист-эксперт;
Юсупова Раиля Рашитовна - специалист-эксперт.
Контактный номер: (84366) 3-28-93
По административно-правовым вопросам: Хуснутдинова Раиса Ракиповна
ведущий специалист-эксперт.
Контактный номер: (84366) 3-22-69
Сотрудники в районах:
Шакирова Гульназ Фоатовна - ведущий специалист-эксперт;
контактный номер: (84368) 2-44-03
Бадрутдинов Ильшат Ильдусович- ведущий специалист-эксперт;
Контактный номер: (84364) 2-60-75
Халилов Азат Ильхамович – консультант;
Контактный номер: (84362) 2-30-84
Галимова Ирина Николаевна- ведущий специалист-эксперт;
Контактный номер: (84360) 2-12-55
Уважаемые потребители! Никогда не бойтесь отстаивать свои права!
Арский территориальный орган Госалкогольинспекции Республики Татарстан
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Сейчас новости Арска и Арского района вы можете узнать и в нашем Telegram-канале
Нет комментариев