Разделение на мазхабы это верно или неверно
Источниками исламского законодательства являются Коран и хадисы, наряду с единодушным мнением ученых (которое основано на Коране и Сунне).
Были такие ученые, кого называли муджтахидами. Чтобы им быть, нужно обладать энциклопедическими знаниями: полноценное знание арабского языка и наук, связанных с арабским языком; знание хадисов, Корана, высказываний ученых. Даже во времена Пророка (с.г.в.) было примерно от 10 до 30 таких ученых.
Со временем появились школы, т.е. мазхабы.
Что такое мазхаб? Мазхаб (араб.сл.) – школа шариатского права в Исламе. Слово «мазхаб» относится к арабскому корню «захаба» - пойти, направиться. Их четыре основных:
ханафитский (мазхаб имама Абу Ханифы),
шафиитский (мазхаб имама аш-Шафии),
маликитский (мазхаб имама Малика),
ханбалитский (мазхаб имама Ахмада ибн Ханбаля).
1) Абу Ханифа, разработавший методологические основы мусульманского правоведения. Его метод вынесения правовых предписаний был основан на следующмх источниках:
- Коран;
- Сунна (при тщательном отборе хадисов);
Высказывания сподвижников (сахабов) пророка Мухаммада; утверждения табиинов (следующее поколоение за сахабами) не равны высказываниям сподвижников, так как они непосредственно не общались с Посланником Аллаха.
- Кияс (суждение по аналогии с тем, что уже имеется в Откровении; сопоставление правовой проблемы с уже решенной);
- Истихсан (предпочтение противоречащего киясу, но более целесообразного в данной ситуации решения);
- Иджма (единое мнение богословов);
- Урф или адат (традиционно распространенные мнения, обычаи).
2) Малик ибн Анас. Для вынесения правовых предписаний и суждений имам Малик опирался на следующие источники:
- Коран, прежде всего очевидные и недвусмысленные аяты (нассы).
- Сунна Ибн Анас считал, что Сунной являются поступки, речения, качества и одобрения пророка Мухаммада, правовые предписания (фетвы) его сподвижников, а также «деяния мединцев». Опирался, прежде всего, на хадисы мутаватир (высшая степень достоверности) и машхур (общеизвестные), но признавал и хадисы от единичных передатчиков (ахад), если они не противоречили нассам Корана и хадисам-мутаватир и машхур. отсюда следует, что Ибн Анас наряду с устоявшейся традицией применял методы суждения (ра’й).
- “Деяния мединцев”, то есть устоявшуюся после пророка в среде населения Медины традицию, если нет основания подвергнуть ее сомнению. Считал источник более надежным, чем хадисы-ахад: «Информация, переданная тысячами людей тысячам своих потомков, предпочтительнее, чем информация, переданная одним или несколькими людьми».
- Фетвы сподвижников. Есть данные о том, что Ибн Анас считал источником для решения правовых вопросов и фетвы некоторых выдающихся табиинов, противоречили «деяниям мединцев».
- Кияс, истислах. Истихсан он понимал по-своему, считая, что если по какой-то проблеме нет ясности (насс) в Откровении, то необходимо применить предпочтительное решение проблемы независимо от того, имеется возможность кияса (суждения по аналогии) или нет. Это он назвал истислахом.
- Садду аз-Зарайи – какое-либо действие или вещь, которые с большой долей вероятности могут привести к греху или нанести какой-либо вред. Согласно Ибн Анасу, то, что может привести к греху, греховно и запретно, а то, что может привести к добру, - поощряемо.
3) Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии. Его убеждения основывались на явных и ясных смыслах (нассах) Корана и Сунны, при этом он допускал ограниченное использование рациональных методов.
Правовой метод аш-Шафии основывался на следующих источниках:
- Коран и Сунна, рассматривавшиеся при вынесении правовых предписаний как единое Откровение. Ясные и недвусмысленные положения Откровения (нассы) не могут быть подвергнуты иносказанию. Все остальные источники должны быть приведены в соответствие с нассами Корана и Сунны и не противоречить им. Большое значение придается толкованию аятов Корана сподвижниками пророка. Коран не может отменять (насс) положения Сунны; если между хадисом и ясными аятами Корана возникает противоречие, то преимущество отдается Корану, и хадис надлежит считать слабым. Хадисы-ахад (хадисы от единичных передатчиков) принимаются и используются для вынесения правовых решений;
- Иджма, прежде всего иджма сподвижников пророка Мухаммада. Разделена на 2 категории: основанная на прямых, ясных и недвусмысленных доводах Откровения и основанная на некоторых неоднозначных и спорных посылках и не признанная всеми (в том числе «деяния мединцев», принимаемая лишь в исключительных случаях);
- Высказывания сподвижников пророка, в том числе единичные, но не опровергнутые другими сподвижниками. При различных мнениях предпочтение ни одному из них не отдается;
- Кияс, проведенный подготовленным правоведом (муджтахид) путем особого исследования (иджтихада). При этом отвергаются истихсан (предпочтительное мнение при противоречии кияса другим постулатам религии) и истислах.
4) Ахмад ибн Ханбаль. В методологии вынесения правовых предписаний Имам Ахмад фактически отдавал предпочтение хадисному материалу. Считал хадисы тафсиром (толкованием) Корана. При отборе хадисов решающее значение отводил иснаду, цепочке передатчиков, восходящей непосредственно к пророку; если 2 хадиса противоречили друг другу, сверял их с другими достоверными (сахих) хадисами.
Правовой метод Ахмада ибн Ханбаля основывался на следующих источниках:
- нассы (Коран и Сунна, рассматривавшиеся при вынесении правовых предписаний как единое Откровение);
- фетвы сподвижников пророка;
- мнение сподвижников. В случае различия во мнениях необходимо ссылаться на наиболее близкие прямым указаниям Корана и Сунны;
- иджма (единое мнение различных поколений правоведов);
- истисхаб (временность действия любой фетвы до предъявления новых доказательств).
Саида Закирова
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Сейчас новости Арска и Арского района вы можете узнать и в нашем Telegram-канале
Нет комментариев